Страница 1 из 1

Петербург: Отказ от маршруток влетит в копеечку

СообщениеДобавлено: Пт мар 15, 2013 8:21 pm
PRESSA74
Отказ от маршруток влетит Петербургу в копеечку

Смольный подсчитал, во сколько бюджету обойдется полный отказ от маршруток. Как следует из расчета комитета по транспорту, от 9,5 до 12,5 млрд придется потратить на приобретение нового подвижного состава для «Пассажиравтотранса» и «Горэлектротранса». Еще по 20 млрд придется ежегодно выкладывать на выплату субсидий перевозчикам вместо нынешних 11. Есть и более экономные варианты.

О намерении постепенно уйти от разделения на социальный и коммерческий транспорт председатель комитета по транспорту Станислав Попов заявил еще осенью 2012 года в интервью «Фонтанке». Как надеются в ведомстве, в будущем по улицам будут ходить только большие и низкопольные автобусы, троллейбусы и трамваи, а гонка за пассажиром, которую часто устраивают маршрутки, закончится. Наконец в таком случае тариф будет единым, и решится проблема того, что льготные проездные действуют только в социальном транспорте.

Как стало известно «Фонтанке», комитет по транспорту подготовил расчет, сколько будет стоить отказ от маршруток для бюджета города. В общей сложности ведомство прорабатывало три варианта: отказаться от коммерческих линий полностью, на две трети и на треть. Во всех случаях основную нагрузку должны взять на себя социальные автобусы.

В случае полного отказа пассажиры лишатся 318 маршрутов, по которым сейчас курсируют 3015 автобусов средней вместимости – «ПАЗы», Volkswagen Crafter’ы и другие. Чтобы компенсировать их исчезновение, Смольному придется ввести 68 новых социальных автобусных маршрутов и усилить 116 существующих. Для реализации таких планов перевозчикам придется дополнительно купить около 1600 автобусов.

Трамваи и троллейбусы предлагается использовать на замене маршруток в меньшей степени. По расчетам чиновников, нужно будет только открыть 4 новые линии трамвая и 1 – троллейбуса, а также усилить 16 существующих. Для этого городу нужно купить 130 трамваев и 80 троллейбусов за 7,2 млрд и 660 млн соответственно.
Что касается расходов на приобретение автобусов, то здесь все зависит от того, будет ли город наращивать парк ГУП «Пассажиравтотранс» или выставит новые маршруты на конкурсы, в которых смогут выиграть частные компании. В первом случае нагрузка на бюджет будет почти 4,4 млрд, во втором – поменьше: 1,5 млрд, то есть приобретение дополнительного парка ляжет на плечи частников.
Но и это еще не все траты. С введением новых маршрутов и усилением существующих вырастет и размер субсидии, которую город платит перевозчикам для компенсации расходов. Кроме того, для повышения безопасности движения программой предусмотрено увеличение заплаты водителей (до 50 тысяч рублей). В общей сложности на эти цели бюджету придется выделять ежегодно либо 8 млрд рублей, либо 6,6 – в зависимости от того, будет ли усилена роль «Пассажиравтотранса» или нет. Плюс субсидия на обслуживание уже существующих маршрутов (в 2013 году ее размер составит 11,2 млрд рублей).

Но и это еще не все траты. Сейчас коммерческие перевозчики не получают прибыли от социальных линий: субсидия позволяет им только выйти в «ноль», а основной доход идет как раз от маршруток.

После ликвидации последних Смольный предлагает ввести такое понятие, как «компенсация рентабельности», и платить от 1 до 1,5 млрд ежегодно для того, чтобы частникам было выгодно работать на общественном транспорте. Итого общий размер ежегодной субсидии может достичь значения в 20 млрд рублей (19,2 в том случае, если новые маршруты будут выставляться на конкурс).
Однако в комитете по транспорту понимают, что потянуть такие траты бюджет не сможет. Поэтому там предлагают реализовать самый прагматичный вариант и снизить число маршруток на треть. При этом сокращение коснется тех линий, которые связывают окраины с центром города.

Вместо них в ведомстве предлагают ввести 11 новых автобусных маршрутов и усилить 37 существующих, для чего перевозчикам придется приобрести около 500 автобусов. Объем транспортной работы трамваев и троллейбусов останется прежним. На дополнительную субсидию придется тратить ежегодно 4 млрд (с учетом «компенсации рентабельности»). Что касается затрат на приобретение подвижного состава, то максимальная сумма, которую потратит бюджет, – 567 млн рублей.

Как полагают в комитете по транспорту, в случае реализации этого варианта к 2015 году интервал движения социальных автобусов уменьшится. Если сейчас самый удобный интервал – от 1 до 10 минут, – удается достичь лишь на 12% маршрутов, то через три года чиновники обещают добиться такого показателя на 49%. А ждать транспорта более 20 минут мы будем уже только в 29% случаев вместо 68% сейчас.

Руководитель Ассоциации перевозчиков пассажиров Василий Киселев (в ассоциацию входят крупнейшие частные перевозчики) не видит ничего плохого в том, что город постепенно придет к единой маршрутной сети, убрав разницу между социальными и коммерческими маршрутами. Однако он отмечает, что, ставя столь амбициозные задачи, город до сих пор не решил самые простые: так, предприятия до сих пор не получили субсидию за январь и февраль, что связано с бюрократическими проблемами. При этом ситуация, когда регулярные выплаты субсидии начинаются только ближе к лету, повторяется из года в год.

Другие эксперты отмечают, что в своей программе Смольный делает ставку на автобусы, которые, при отсутствии выделенных линий, зачастую будут стоять в пробках и не решат своей транспортной задачи. Если же тратить деньги на оборудование «выделенок», то, по мнению наблюдателей, по ним выгоднее пускать трамваи, которые способны перевезти в 2,5–3 раза больше пассажиров, нежели автобусы.
Андрей Захаров, «Фонтанка.ру»

http://www.fontanka.ru/2013/03/15/166/