Шорох листьев из трамвая не слышен
Как бы ни было трудно, рельсы в Магнитогорске разбирать не будут.
На прошлой неделе магнитогорцев ознакомили с новым расписанием движения автобусов и трамваев.
Информация появилась в местных газетах, на сайтах городской администрации и муниципального предприятия "Маггортранс". Его директор Александр Виноградов после доклада на заседании городского Собрания стал гостем программы "События недели" телекомпании "ТВ-ИН", где продолжил разъяснять суть нововведений. Наиболее интересные выдержки из ответов на вопросы, прозвучавшие в эфире и заданные после него корреспондентом "ММ", предлагаем вашему вниманию.
Доживем до весны
- График будет действовать до начала садовых перевозок. Весной предстоит снять с городских маршрутов шестнадцать автобусов, и это потребует корректировок. Чего-то принципиально нового не появилось, кроме букв А и Б на четырех маршрутах. Схема создана под те пассажиропотоки, что были раньше, и предложена после консультаций с профкомом комбината. Да, у нас есть проблемы, но расписание реалистично и составлено с учетом кадровых и технических возможностей. В целом оно и раньше выполнялось. Из полутора тысяч ежедневных рейсов срывалось не более десяти - в основном из-за дорожных аварий, которые останавливали трамвайное движение.
Пятиминутное ожидание
- Хотим, чтобы была предсказуемость в работе общественного транспорта, а пассажиры знали, когда и на чем они могут уехать. Если обратили внимание, все маршруты разделены на специальные и регулярные. Специальные предназначены для доставки работников на градообразующее предприятие. Регулярные - те, которые выполняют вне зависимости от времени суток и охватывают всю территорию города. Для примера возьмем проспект Маркса. С улиц Тевосяна, Зеленый Лог и Коробова идут три маршрута трамвая, каждые пять минут от Труда до вокзала следует вагон. И по автобусам - то же самое. В течение ноября таблички с расписанием появятся на всех остановках. Хотим до морозов приучить пассажиров к тому, что им не придется мерзнуть в ожидании.
Спасение от пробок
- Скорость и малый интервал в межпиковое время - преимущество маршруток, но тут есть и обратная сторона медали. Хаотичное движение без четкого расписания ведет к неудобству для других участников движения - автобусов, трамваев и автомобилей. Еще один минус - после вечернего часа пик "ГАЗелей" часто не дождешься. В связи с этим многие горожане сами садятся за руль. Основная проблема в том, что человека и с маршрутки сложно пересадить на трамвай с автобусом, и с личного автомобиля. Между тем, единственное спасение от пробок - в общественном транспорте. Но он должен быть безопасным, удовлетворять требованием комфорта и скорости. Если бы от Зеленого Лога теплый трамвай довозил до вокзала за 25 минут, многие бы им пользовались.
Системный подход
- Мы еще не дошли до крайности и часами не простаиваем в пробках. Возможно, поэтому остроту проблемы пока не ощущаем. А ведь от нее в личном или служебном автомобиле не спрячешься. Надо понимать, что в транспортной сфере не должно быть точечных решений, которые разом все исправят. Системным должен быть подход. Нет сейчас представления, каким мы видим город через десять лет - сколько машин, людей, общественного транспорта в нем будет. Необходимы математические модели движения, и тогда станет ясно, оправданна реконструкция перекрестков или нет? Может, выгоднее рельсы размещать не посередине улицы, а с краю. В нашем городе есть генеральная схема очистки, где расписано, сколько и откуда должно быть вывезено мусора, жидких бытовых отходов, как проводить механизированную уборку дорог. Если бы ее выполняли, было бы чисто. В сфере транспорта ничего такого нет. К сожалению, процесс вывоза мусора более регламентирован, чем перевозка людей.
Силой не поможешь
- У нас любят крайности. Одни предлагают закатать трамвайные пути и оставить одни маршрутки. Но есть негативный казахстанский опыт, когда с рынка были выжиты добросовестные перевозчики, работавшие по расписанию, в том числе в невыгодное для частников вечернее время. И рынок сжался до того, что только самые незащищенные категории населения стали ездить на общественном транспорте. Ситуация на дорогах ухудшилась в разы. Другая крайность - убрать "ГАЗели" и оставить общественный транспорт. Но в этом случае пассажиры нас проклянут. Неправильно считать, что мы стремимся силой запихнуть всех в автобус или трамвай. Для каждого направления должен быть свой вид транспорта. Трамвай эффективен только тогда, когда пассажиропоток превышает тысячу человек в час. Там, где этого нет, нужен транспорт меньшей вместимости. Время все расставит по местам. И Америка в двадцатые-тридцатые годы, и Европа в послевоенные проходили через бум маршрутных такси, а сейчас там популярны автобусы и трамваи.
Очевидное неравенство
- Если речь идет о конкуренции, то она должна быть справедливой. Сейчас на "ГАЗелях" работают полторы-две тысяч человек. Предположим, что у них средняя зарплата - 20 тысяч, но она ведь "серая". В месяц получается примерно 30 миллионов, в год - 360. С этой суммы только подоходного и социального налогов не уплачено миллионов 150. Нам никаких поблажек нет, платим по полной. Какое тут равенство возможностей? Опять же, частники ездят по дорогам, которые город построил и содержит. А Маггортранс сам занимается обслуживанием и очисткой путей, ремонтом контактной сети. Шестнадцать подстанций, 180 километров пути - поддержание огромного хозяйства обходится недешево. Лишимся всего этого - заново не создадим.
Первые в России
- Как бы ни было трудно, сохраняем льготы для школьников, студентов и пенсионеров. Мало в каких городах так заботятся об учащихся. И нигде еще не реализуется проект о бесплатной пересадке в течение часа. При наличии проездного это очень удобно для пассажиров, позволяет им экономить время и деньги. Первые дни работы по новому графику показали, что есть небольшой прирост выручки, и это радует. Популярности у муниципального транспорта прибавится, если он будет иметь приоритет перед другими участниками движения. Настаиваем на том, чтобы на круговом движении он был у трамваев. И на обычных перекрестках надо сделать так, чтобы им не препятствовали, как это часто бывает. Как руководитель транспортного предприятия, не в восторге от замощения путей. Простаивание на них очень замедляет скорость.
Стратегический транспорт
- Надеемся, федеральный закон, регулирующий рынок пассажирских перевозок, Госдума все-таки примет. Радует, что по инициативе председателя городского Собрания Морозова и председателей постоянных комиссий - Дремова, Виера, Короля и Еремина - состоялся разговор о будущем общественного транспорта. Есть уверенность, что наш город, как ряд других, не станет разбирать рельсы и разрушать стратегическую сферу городского хозяйства. Да, наши трамваи не ездят бесшумно, и не слышен шелест пролетающих за вагонным окном листьев. Изношенность трамвайного парка составляет восемьдесят процентов. Приобретать новые вагоны пока мы не в состоянии. Но если остановим падение пассажиропотока, можно будет думать о развитии.
Источник: ГТРК "Южный урал" Магнитогорск